Первая Подводная лодка - Кто придумал?
Изобретения и открытия Корпус предстаалял собой деревянную бочку, обшивка была сшила из пропитанных жиром бычьих шкур. На такой подводной лодке голландец Корнельус Дреббель отважился в 1620 г. погрузиться в воды Темзы. За 100 лет до этого идея военного корабля, передвигающегося под водой, приходила в голову Леонардо да Винчи - который, однако, не пытался ее осуществить.
Подводное плавание на мускульной силе.
Дреббель разбудил воображение множества конструкторов, с жаром принявшихся за сооружение подводного корабля. Во время американской Войны за независимость изобретатель Дэвит Башнелл построил подводную лодку «Черепаха», на которой в 1776 г. была предпринята попытка штурма боевого корабля. Поскольку запаса воздуха на лодке хватало лишь на полчаса, атака не удалась. Главной проблемой первых подводных лодок было отсутствие подходящего двигателя. Еще в 1850 г. первая немецкая подводная лодка инженера Вильгельма Бауэра «Брандтаухер» приводилась в движение силой человеческих мышц Современная подводная лодка Лишь в 1863 г. французы построили подводную лодку «Плонжер» с мотором, работавшим на сжатом воздухе. Лодка оставляла на поверхности пузыри и тем самым утрачивала главное военное преимущество: невидимость. Изобретение электрического мотора и двигателя внутреннего сгорания способствовало развитию современной подводной лодки. Решающий шаг сделал американский изобретатель Джон Холланд, поставивший на подводную лодку два мотора - паровую машину для надводного хода и электрический мотор для движения под водой. С 1954 г. в двигателях стали использовать атомную энергию. «Акула» стала нашим ответом американцам, которые в апреле 1979 года спустили на воду первую из лодок нового класса – «Огайо». Затем последовали «Мичиган», «Флорида», «Джорджия» и другие; всего до 1988 года было спущено на воду 10 таких лодок – огромных подводных крейсеров с габаритами: длина – 170 м, ширина – 12,8 м, высота – 10,8 м и с полным водоизмещением 18700 тонн. Но наш «Тайфун» не был просто еще одной лодкой очередного нового типа: он стал лишь одним из компонентов грандиозной программы под названием «Тайфун». Тактико-техническое задание на проектирование было выдано в декабре 1972 года, главным конструктором проекта был назначен С. Н. Ковалёв. Размеры нового корабля, который находится в строю и сейчас и с 7 октября 2002 года называется «Дмитрий Донской», превзошли не только размеры всех когда-либо строившихся надводных кораблей. Более того, они превзошли размеры тяжёлого авианесущего крейсера «Баку» (с 4 октября 1990 – «Адмирал Горшков», а с 4 декабря 2008 – «Викрамадитья»). Водоизмещение подводного крейсера «Тайфун» при полном его погружении составляет 27000 тонн, длина – 170 м, ширина – 25 м. На палубе «Тайфуна» может развернуться КАМаз. Высота от киля до верха ограждения рубки – 25 м, что соответствует семиэтажному дому, и, кстати, с высокими потолками. А при поднятых выдвижных устройствах уже вообще получается девятиэтажный дом. Такие размеры обуславливались габаритами новых твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет, которыми планировалось вооружить лодку.
Подводные лодки проекта 885 (0885) «Ясень» — проект российских многоцелевых атомных подводных лодок c крылатыми ракетами (ПЛАРК) четвёртого поколения. По состоянию на 2014 год головной корабль проекта «Северодвинск» вошёл в состав Северного флота, второй — «Казань», третий — «Новосибирск» и четвертый корабль «Красноярск» строятся по усовершенствованному проекту 885М (08851) «Ясень-М».Число заказанных кораблей неоднократно менялось. Изначально планировалась постройка серии из 30 субмарин, затем количество запланированных кораблей уменьшилось до 5, затем были озвучены планы на строительство 6 или 7 субмарин, далее прозвучало, что до 2020 года в строй войдут не менее 8 единиц.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РАЗМЕРЫ Надводная скорость подлодки – 16 узлов, подводная – 31 узел, предельная глубина погружения – 600 метров, автономность плавания – 100 суток, экипаж – 90 человек. Надводное водоизмещение – 8600 тонн, подводное – 13800 тонн, максимальная длина – 119 метров, максимальная ширина – 13,5 метра, высота – 9,4 метра.
Атомные подводные лодки проекта 955 «Борей»
2 ноября 1996 года в городе Северодвинске в торжественной обстановке была заложена первая (как в нашей стране, так и в мире) атомная стратегическая подводная лодка, относящаяся к 4-му поколению. Новый подводный ракетоносец стратегического назначения был назван «Юрий Долгорукий». Исследования в области ракетных подводных лодок, относящейся к новому 4-му поколению, начались еще в СССР в 1978 году. Непосредственной разработкой АПЛ проекта 955 (шифр «Борей») занималось ЦКБ «Рубин», главным конструктором по проекту был В. Н. Здорнов. К активным работам приступили в конце 1980-х годов. К этому моменту изменилась и общемировая обстановка, что наложило определенный отпечаток на облик новой подлодки. В частности было решено отказаться от экзотической компоновки и гигантских размеров, которыми обладали ПЛА «Акула», вернувшись к «классической» схеме.
Длина наибольшая - 170,0 м |
Ширина наибольшая - 13,5м |
Осадка средняя - 9,0 м |
Водоизмещение - нормальное - 14,720 м3, - полное - 24,000 м3 |
Глубина погружения - рабочая - 380 метров, предельная - 450 метров |
Скорость - наибольшая надводная - 15 узлов, подводная - 29 узлов |
Автономность - 100 суток |
Экипаж - 107 человек |
В июле 1976 года для расширения фронта производства многоцелевых подлодок третьего поколения военное руководство приняло решение о разработке на базе «горьковского» 945-го проекта новой, более дешевой атомной подводной лодки, главным отличием которой от прототипа должно было быть применение стали вместо титановых сплавов в корпусных конструкциях. Поэтому разработку субмарины, получившей номер 971 (шифр «Щука-Б»), вели по прежнему ТТЗ, минуя эскизное проектирование.
Характеристика атомной подводной лодки проекта 971:
Наибольшая длина – 110,3 м;
Наибольшая ширина – 13,6 м;
Средняя осадка – 9,7 м;
Нормальное водоизмещение – 8140 м3;
Полное водоизмещение – 12770 м3;
Рабочая глубина погружения – 520 м;
Предельная глубина погружения – 600 м;
Полная скорость подводного хода – 33,0 узла;
Надводная скорость – 11,6 узлов;
Автономность - 100 суток;
Экипаж – 73 человека.
Российский Военно-морской флот имеет семь ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) проекта 667БДРМ ("Дельфин") вооружённых межконтинентальными баллистическими ракетами. Эти корабли были разработаны (ЦКБ "Рубин", г. С-Петербург, главный констуктор - Ковалев С.Н.) и строились параллельно РПКСН пр. 941 "Акула" (небезызвестные "Тайфуны"). Конструкторские работы были начаты в 1975г. Строительство осуществлялось в Северодвинске в период с февраля 1981 по февраль 1992 г. Первый РПКСН проекта, K51, был вступил в строй в декабре 1985. Подводные лодки дислоцируются на военно-морской базе Сайда-Губа, Северный Флот (по др. данным - губе Оленья (г.Гаджиево)). По натовской классификации именуются Дельта 4 (Delta IV)
Водоизмещение: Надводное - 11740 т.
Подводное - 18200 т.
Длина: 167 м.
Ширина: 11,7 м.
Осадка: 8,8 м.
Тип:
2 водяных реактора мощностью 90 МВт каждый,
две паровые турбины мощностью по 20000 л.с. каждая.
Количество валов: 2
Мощность: 40000 л.с.
Скорость:
Надводная 14 узл.
Подводная - 24 узл.
Глубина погружения: Операционная - 320 м.
Предельная - 400 м.
Автономность: 80 суток
Команда: 135 чел.
Вооружение:
16 ПУ баллистических ракет РСМ-54 (Ракетный комплекс Д-9РМ)
4 х 533 мм. ТА (боезапас - 18 торпед)
Проект 671РТМ(К) «Щука» — серия советских торпедных атомных подводных лодок второго поколения. Разработана под руководством главного конструктора Г. Н. Чернышёва. Является дальнейшей модификацией проекта 671 «Ёрш» на базе проекта 671РТ «Сёмга». Всего на верфях Комсомольска-на-Амуре и Ленинграда было построено 25 лодок этого типа. Эти подводные лодки отличаются небольшим уровнем внешнего шума и по этому показателю близки к американским атомным субмаринам типа «Лос-Анджелес».
«Щуки» служили основой многоцелевого атомного подводного флота СССР (позднее — России) в 1980-х и начале 1990-х годов. На флоте проект считался крайне удачным, моряки любили эти корабли за высокие характеристики, удобство, надёжность. Ни один корабль не был потерян, ни на одном не было серьёзных аварий. На западе за элегантный вид и внушительность этот проект получил уважительное название «Чёрный принц».
Характеристика АПЛ проекта 671
Длина наибольшая ....................... 92,5 м
Ширина наибольшая ...................... 10,6 м
Водоизмещение:
- нормальное .......................... 4250 м3
- полное .............................. 6085 м3
Запас плавучести ....................... 32,1%
Предельная глубина погружения .......... 400 м
Рабочая глубина погружения ............. 320 м
Полная скорость подводного хода, уз. ... 33,5
Надводная скорость ..................... 11,5 уз.
Автономность ........................... 60 сут.
Экипаж ................................. 76 чел.
Дизель-электрическая» подводная лодка проекта 877, или «Варшавянка, более известная на Западе как лодка типа «Кило», была разработана в начале 1970-х гг. для обеспечения противокорабельной и противолодочной обороны советских военно-морских баз, береговых объектов и защиты морских коммуникаций, а также для несения дозорной службы и ведения разведки. Эти лодки средней дальности плавания сначала строились в Комсомольске-на-Амуре на Дальнем Востоке, а за тем в Нижнем Новгороде и на Адмиралтейской верфи в Ленинграде (ныне г. Санкт-Петербург). Первая лодка была заложена в 1979 г. и сдана флоту в 1982 г.
ХАРАКТЕРИСТИКИ Водоизмещение, т: - надводное 2350 - подводное 3950 Длина, м 73,8, Ширина, м 9,9 Осадка средняя, м 6,2 Скорость полного хода, узлов: - надводного 17 - подводного 20 Глубина погружения, м: - рабочая 240 - предельная 300 – 350 Дальность плавания, миль: - экономической скоростью 7 узл. под РДП (работа дизеля под водой) 7500, - подводная на полном электродвижении 400, Предельная глубина погружения — 300 м, Автономность плавания, сут. 45 Экипаж, чел. 52 – 57 ВООРУЖЕНИЕ Торпедное: 6 х 533-мм торпедные аппараты; Боезапас суммарный: 4 ракеты, 8 торпед, 24 мины.
АПЛ проекта 705 и 705К предназначались для уничтожения подводных лодок противника при выходе их из баз, на переходе морем, а также на позициях предполагаемого использования оружия против береговых объектов. Они могли привлекаться и для борьбы с надводными кораблями, а также транспортами во всех районах мирового океана, включая Арктику.
Подводная лодка проекта 705 (705К) — двухкорпусная, одновальная. Корпус, изготовленный из титанового сплава, по всей длине представлял собой тело вращения. Ограждение рубки — “лимузинного” типа (его обводы, плавно сопрягающиеся с обводами корпуса корабля, были отработаны гидродинамиками ЦАГИ). Прочный корпус разделялся поперечными переборками на шесть водонепроницаемых отсеков. 3-й отсек, где расположен главный командный пункт и служебно-бытовые помещения, ограничивался сферическими переборками, рассчитанными на полное забортное давление.
Основные ТТХ АПЛ пр.705К
Длина наибольшая
81,4м
Ширина наибольшая
10м
Осадка по КВЛ
7,6м
Запас плавучести
37%
Водоизмещение нормальное
2300м³
Водоизмещение полное
3100м³
Глубина погружения рабочая
350м
Глубина погружения предельная
400м
Скорость полная надводная
14 узл.
Скорость полная подводная
41 узл.
Экипаж
32 чел.
Автономность
50 сут.